Инъекции фибробластов: зачем они нужны? (интервью с главным врачом клиники Ана-Космо)
10:43
Когда мы придумывали наш проект, то сразу решили писать не только о баночках и флакончиках, но и о косметологии "в полный рост" – со всеми ее достижениями и процедурами разной степени серьезности, которые помогают исправить ситуацию там, где одни только баночки и флакончики, увы, малоэффективны или совсем бессильны. Мы будем задавать специалистам очень много вопросов, уточнять все-все детали, потому что хотим разобраться сами и помочь разобраться вам. У вас есть дополнительные вопросы? Прекрасно! Пишите нам в комментариях, на почту или в личных сообщениях на странице в фейсбуке – мы постараемся на все получить ответ.
Начинаем с инъекций фибробластов – многообещающей антиэйдж-терапии. Чем фибробласты отличаются от стволовых клеток, как они помогают справиться с морщинами, растяжками и следами от акне, как происходит вся процедура и сколько она стоит – обо всем этом нам рассказала Ольга Владимировна Хусид, дерматовенеролог и главный врач клиники "Ана-Космо".
![]() |
Ольга Владимировна Хусид |
Что такое фибробласты?
Фибробласты – это основные клетки дермы, которые поддерживают каркас и эластичность нашей кожи. Они производят коллаген и эластин, а также участвуют в выработке протеогликанов – белков кожи, которые составляют ее основной матрикс.
В чем отличие фибробластов от стволовых клеток?
Фибробласты – дифференцированные клетки, т.е. уже «определившиеся», получившие назначение быть клетками кожи. Стволовая клетка может развиваться в разных направлениях: например, стать клеткой соединительной или нервной ткани. Стволовые клетки преимущественно получают из пуповинной или хордовой крови в начале жизненного цикла. А фибробласты уже выросли из стволовых и имеют четко заданные функции.
Инъекции стволовых клеток и инъекции фибробластов (SPRS-терапия) – совершенно разные вещи.
Как давно в косметологии начали работать с фибробластами?
Исследования внедрения фибробластов вдерму начались в 1996 году в США. Пациентами были не только люди в возрасте, но и те, кому, к примеру, нужно было устранить последствия ожогов. Методика существует 20 лет – и поэтому мы уже четко знаем, какие результаты получим, и какими могут быть отдаленные последствия. Инъекции фибробластов были сделаны примерно двум миллионам пациентов по всему миру.
Наша клиника начала работать с этой методикой еще 10 лет назад. Потом произошли изменения в законодательстве, и в Украине какое-то время нельзя было работать с фибробластами. Сейчас законодательство снова поменялось, и мы получили разрешительные документы на использование инъекций фибробластов.
"Инъекции стволовых клеток
и инъекции фибробластов
– совершенно разные вещи.
На чей опыт работы с фибробластами вы ориентируетесь?
Мы ориентируемся на достижения США, а также Кореи и России, которые активно исследуют применение клеточных технологий. Сейчас, например, корейские ученые изучают стволовые клетки, а именно – методику их внутривенного введения. Также мы опираемся на опыт российских коллег. У них мощная научная база и хорошая доказательная медицина. Некоторые их наработки мы используем в своей практике. В Украине мы сотрудничаем с Институтом геронтологии. Там стоит соответствующее мощное оборудование, которое позволяет исследовать и выращивать клетки.
Кому можно порекомендовать инъекции фибробластов?
Пациентам, которые хотят выглядеть и чувствовать себя молодо, а также быть здоровыми. Фибробласты помогают нам корректировать возрастные изменения, рубцы после акне, рубцовые дистрофии в послеожоговый период и стрии (растяжки).
Она проходит в несколько этапов. Сначала с помощью панч-биопсии под местной анестезией врач берет у пациента небольшой образец кожи из зоны за мочкой уха. По протоколу биопсию можно делать на любом участке кожи, но именно на эту зону меньше всего воздействует солнце. Дальше мы отправляем этот образец ткани в лабораторию. Там его подвергают нескольким тестам, в том числе – на предмет наличия вирусных инфекций и атипичных клеток. Если клетки проходят тесты успешно и соответствуют всем нужным параметрам (о чем свидетельствует паспорт кожи), их помещают в специальную среду, ставят в термостат и через 4-8 недель мы получаем пул молодых фибробластов, которые соответствуют биологическому возрасту 20-25 лет.
Что такое паспорт кожи?
Это паспорт структуры клеток на данный момент – своего рода пропускной билет к следующему этапу терапии. В нем определяется биологический возраст кожи и соответствие образца тем параметрам, которые позволяют делать трансплантацию клеток: гарантия того, что клетки здоровы, не имеют патологий и инфекций.
Кроме того, перед процедурой мы фотографируем пациента в разных проекциях, делаем УЗИ кожи, фиксируем толщину дермального слоя. После процедуры толщина как минимум удваивается – это объективные показатели, которые говорят о том, что клетки внедрились и активно там развиваются.
Если пациенту понадобится повторное внедрение клеток через несколько лет, паспорт кожи не переделывается: у нас уже есть гарантированно здоровые и чистые клетки.
"Инъекции фибробластов были
сделаны примерно двум миллионам
пациентов по всему миру.
Как происходят сами инъекции?
Когда выращенные клетки приходят из лаборатории, врач с помощью специальных шприцов вводит фибробласты в нужные зоны. То есть, фактически происходит трансплантация ваших собственных клеток. Мы их пересаживаем и даем время, чтобы они адаптировались и начали функционировать. Эффект не будет мгновенным, но примерно через 21 день станут заметны первые положительные результаты. В среднем нужны три таких «подсадки» фибробластов с интервалом в месяц. Но более возрастным пациентам мы делаем еще и подготовительную процедуру плазмолифтинга за неделю до инъекций. Так мы создаем в коже питательную среду для фибробластов, и они лучше приживаются.
А если в лаборатории обнаружат, что с клетками не все в порядке?
Если в процессе лабораторного тестирования образца кожи у пациентов находят какие-то патологии, мы отказываем в проведении дальнейших процедур. Но в нашей практике такого не было ни разу. Как правило, люди, которые прибегают к подобным методикам, следят за своим состоянием здоровья.
Также, во время панч-биопсии мы делаем буккальный соскоб и смотрим биологический возраст пациента. Он не всегда соответствует паспортному. Например, у одной моей пациентки 55 лет биологический возраст составляет 62 года: теломеры – хромосомы, которые определяют хронобиологию, – у нее очень короткие, а значит, она стареет быстрее. Исходя из данных о биологическом возрасте, мы понимаем, какие фибробласты получим, сколько времени уйдет на их выращивание и насколько качественный результат они дадут.
Что делать, если биологический возраст превышает паспортный. Получим ли мы молодые фибробласты?
Да, из таких клеток можно получить хорошие, работающие фибробласты, но на их культурацию уйдет больше времени и усилий. Они будут медленнее расти, им нужно больше питательной среды. Имеет значение и сезонность. Летом клетки растут намного быстрее, а зимой все процессы происходят медленнее, поэтому мы можем выращивать клетки не 4 недели, а целых 8.
Фибробласты можно замораживать. В специальных криососудах клетки могут храниться неограниченное количество времени без потери своих свойств – ведь они не подвержены солнечному излучению, радиации, стрессам. Когда клетки понадобятся для последующего введения, мы их просто заказываем в лаборатории.
Идеальный возраст для первичного забора клеток – 30-45 лет. То есть, чем раньше мы их возьмем, тем здоровее и моложе будут выращенные фибробласты. Но практически никто просто так не замораживает клетки на будущее.
В идеале, к вам должен приходить человек, который прошел медицинское обследование?
Мы не требуем полного обследования, но сами тщательно тестируем клетки кожи. Мы четко можем определить, есть ли у человека вирусы, хромосомные мутации или инфекции, которые могут передаваться вместе с клетками.
"В среднем пациенту нужны
три «подсадки» фибробластов
с интервалом в месяц.
Какие проблемы лучше всего поддаются коррекции с помощью инъекций фибробластов?
В первую очередь – мелкие и крупные морщины. Приведу в качестве примера случай из своей практики: пациентка сделала объемную пластику (т.е. пластическую операцию). Результат вроде бы и есть, но нет wow-эффекта, так как сама кожа не стала выглядеть моложе. Стоило ей сделать одну процедуру введения фибробластов – и лицо засияло. Мышечная активность и выражение лица остались прежними, но визуально она помолодела на 10 лет. Преобразилась текстура кожи, улучшился тургор, разгладились морщины, подтянулся овал лица.
После этой процедуры пациентки часто говорят, что перестают пользоваться тональным кремом – им больше не надо скрывать неровности тона и другие несовершенства. Также после трансплантации фибробластов кожа уплотняется. С возрастом происходит гравитационный птоз: мягкие ткани опускаются, обвисают, и мы, естественно, хотим их приподнять. А если кожа снова становится плотной, опущения тканей не происходит. Поэтому результат инъекций фибробластов можно назвать глобальным омоложением.
Мы тщательно отбираем пациентов для этой процедуры. Не делаем ее очень молодым людям и тем, у кого нет показаний. Также всегда ставим четкие цели. Например, у меня есть пациентка 34 лет с атрофическими рубцами после акне по всему лицу. Мы сделали пока только одну процедуру и уже видим результат – рубцы приподнимаются, кожа становится ровнее.
Если говорить о растяжках, что эффективнее для их коррекции – химические пилинги и лазерные шлифовки или инъекции фибробластов?
При удалении растяжек с помощью химических пилингов или лазерных шлифовок мы контролируемо снимаем эпидермис и стимулируем синтез коллагена. А с помощью фибробластов возможно заполнить внутренний дефект тканей. Это однозначно даст лучший результат: приподнимет кожу изнутри и визуально разгладит ее структуру.
Какого режима надо придерживаться после процедуры?
Клетки должны прижиться, поэтому тепловые процедуры – сауны, бани – и травмирующие аппаратные методики противопоказаны. Отдых в теплых странах тоже не рекомендован. Категорически запрещено курение, ведь оно вызывает спазм сосудов и, как следствие, у клеток меньше шансов прижиться. Тоже касается и алкоголя.Трансплантацию фибробластов можно сравнить с пересадкой органа: если пациенту пересаживают почку, вряд ли он будет после этого употреблять спиртное.
Есть ли у инъекций фибробластов противопоказания?
Это склонность к формированию келоидных рубцов, системные заболевания соединительной ткани, аутоиммунные заболевания и онкопатологии.
"Результат курса из трех процедур
сохраняется на высоком уровне
не меньше года.
Во всем мире с 1996 года в работе с фибробластами практически не было осложнений. Если все сделать по протоколу, побочных эффектов у этой процедуры нет.
Как долго сохраняется эффект от инъекций?
Даже у зрелых пациентов результат курса из трех процедур сохраняется на высоком уровне не меньше года. Постепенно активность фибробластов уменьшается, но в целом эффект заметен в течение 3-5 лет. На протяжении этого времени можно проводить другие поддерживающие процедуры. Для каждого пациента мы разрабатываем индивидуальный план и в течение года после процедуры работаем по нему.
Какова стоимость процедуры?
Процедура стоит 25 000 гривен. В эту цену не входят анестезия и подготовительный этап – плазмолифтинг, который мы проводим за неделю до пересадки фибробластов. Оплата происходит в два этапа: пациент оплачивает половину суммы, когда производится забор клеток, а вторую половину – после того, как он получает паспорт кожи с «допуском» к процедуре.
***
Комментарий Рины: Описание процедуры и эффекта, который она может оказать, кажется мне убедительным. Я читала, что инъекции фибробластов под коммерческим названием LaViv одобрены в США. Кстати, во внедрении LaViv принимал участие знаменитый "Король ботокса" доктор Фредерик Брандт, который предрекал этим инъекциям большое будущее в деле коррекции носогубных складок, улучшения текстуры кожи, уменьшения пор, омоложения зоны декольте, тыльной стороны рук и так далее. У себя я пока не нахожу прямых показаний для того, чтобы немедленно прибегнуть к трансплантации фибробластов, но понимаю, что в будущем, когда гравитационный птоз начнет делать свое черное дело, они могли бы быть мне полезны. Самих уколов я не боюсь, возможность появления отечности или синяков на какое-то время – тоже невелика беда. Но, к сожалению, у меня есть противопоказание: склонность к образованию келоидных рубцов :(
Комментарий Лены: По долгу службы я изучала и описывала в журнале разные инъекционные методики. Инъекциям фибробластов начисляю дополнительные баллы не только за антиэйдж-действие, но и за многофункциональность и полезность, ведь эта методика может избавить от последствий акне, решить проблемы растяжек, преобразить кожу после ожогов. Признаюсь честно, я сама еще ни на одну инъекционную процедуру не решилась – в отличие от Рины, я панически боюсь уколов в лицо, да и необходимости пока в них не вижу. Хотя понимаю, что в будущем птоз вероятнее всего развеет любые сомнения и, возможно, даже победит мой страх.
Фото врача предоставлено клиникой "Ана-Космо", а замечательную картинку-заставку специально для нас нарисовала Юлия Черноус.
0 коммент.